Amadeus / Амадей (1984) Версия для печати
03.01.2008

Amadeus / Амадей (1984) - 1960s.ru

Режиссер: Milos Forman / Милош Форман
В ролях: F. Murray Abraham, Tom Hulce, Elizabeth Berridge, Roy Dotrice, Simon Callow, Christine Ebersole, Jeffrey Jones, Charles Kay
США, 1984

       Мы видим глупый, напыщенный лоск современной цивилизации, ничтожной, распростёртой ниц перед лицом бессмертной Музыки; кашляющий, бредящий Моцарт, с больным, дряхлым организмом и горящими глазами, неприкаянно бредущий по заснеженным, промозглым и ветреным улицам Вены, приподнявший завесу обыденности и дерзнувший проломить дыру в чердачный мир надчеловеческого. И – неожиданное моё видение - счастливейший из существ – Сальери, более всех других осязавший божественный свет гения, но из-за непомерного эго, и, возможно, скопившейся плохой кармы, оказывается вдруг одновременно и несчастнейшим из существ, ибо возжелал быть первым. Человек, сам написавший около сорока симфоний. Повторяю, этот человек – счастливейший из живущих, также освещенный лучом всепроникающего света. Сальери, он являл собой дитя западной цивилизации, прогнившей уже тогда, и он пал жертвой собственного эго. Этот фильм для людей искусства, людей творческих и ищущих вообще проводит черту, подводит какие-то итоги; заставляет взволнованно глубоко дышать, ощущая – что вот оно, самое-самое, которое многие пытаются схватить за хвост, отразить в стихах, музыке. Я никогда не был поклонником таланта Амадея Вольфганга, не знал, и посейчас особенно не знаю его работ. Но этот фильм, как икона для верующих, заставляет собраться, очиститься и величественным взмахом дирижерской палочки призывает выбрать сторону, на которой ты находишься. Как и в некоторых других великих лентах Формана, помимо личной драмы главных героев, здесь явственно проступает чётко проведенная (красная!) черта, разделяющая вечного обывателя, лузгающего свои извечные семечки и попивающего пивко после работы за очередным сериалом (в данном фильме – в расфуфыренном костюме в зале венского театра) и теми немногими, кто вырвался, кто пробился на другую сторону. По существу, нет никаких сторон и пропастей, великих разниц между тем или иным человеком, предметом, произведением, событием. Так учат нас некоторые восточные философии. Но чтобы понять, что сущность всех вещей едина, и нет никакой разницы между мной, тобой и Моцартом, нужно иногда прожить миллион плюс одну человеческую жизнь. А обывателю всё "мимо сада". В своей запредельной, убеждённой, мясной мебельной тупости катится он в тренировочных штанах в близлежащий магазин за бутылочкой чего-нибудь, а мимо пролетают, остаются на обочине его непостижимой жизни райские кущи, невообразимое, неслыханное богатство мира, и протянутой рукой отовсюду к нему клонятся предложения взять за дарма, «за колоссальный бесценок», вкусить истинные непреходящие вещи. Этот фильм и является такой протянутой рукой с даром. Возьми же этот дар, Человече!

  1960s.ru / Beatle John
Последнее обновление ( 03.01.2008 )
 
 | 
Рейтинг@Mail.ru