No Country for Old Men / Старикам тут не место (2007) Версия для печати
05.03.2008

No Country for Old Men / Старикам тут не место (2007) - 1960s.ru

Режиссер: Ethan Coen, Joel Coen
В ролях: Tommy Lee Jones, Javier Bardem, Josh Brolin, Woody Harrelson
США, 2007

       Ох уж этот южный Техас, Эль-Пасо и граница с Мексикой! Сколько уже историй воспето кинематографистами об этих местах – печальных и светлых, скучных и весёлых, а в большинстве своём криминально-романтичных. Скоро можно будет открывать туристические маршруты по местам съёмок известных фильмов: вот знаменитый бар «Крутящиеся Сиськи» из «От заката до рассвета», вот Эль-Пасо, через который все бегут в желанную Мексику, а вот пустыня, где после мафиозных разборок закапывают людей… Не обошли стороной эти места и братья Коэны, избравшие для этого фильма излюбленную денежно-наркотическую тему.
       Техасский житель, проезжая на машине через пустыню, увидел странную, а точнее даже страшную картину – несколько машин и множество трупов, оставшихся после перестрелки. Его внимание привлекает толстый чемодан, открыв который, человек понимает, что он богат – чемодан оказался доверху набит деньгами в крупных купюрах. Счастливчик забирает чемодан, ещё не зная, какие события это за собой повлечёт.
       Эта лента, сочетающая в себе триллер, боевик, и, частично, драму, выиграла главный приз американской киноакадемии – Оскар за лучший фильм 2007 года. За эту награду каждый год соревнуются сотни фильмов, тысячи маститых мастеров трудятся над ними, выжимая максимум из своих способностей, сюжета и бюджета, - и лишь несколько фильмов выставляются в номинацию на Оскар. Это я вкратце упомянул, для того, чтобы показать, какой это уровень. Здесь нет, и не может быть ничего случайного и проходного. Только лучшие из лучших. Итак, почему же этот фильм? Ничего оригинального в сюжете мы не видим, лишь некоторые детали указывают попытки сделать неординарные ходы, но это лишь мелкие отклонения от основной канвы. Все мы знаем, чем заканчиваются такие фильмы. Коэны, до середины фильма держа зрителя в уже сложившемся в его мозгу представлении о дальнейшей судьбе героев, вдруг ломают это ложное видение. Неплохо. Но требовательному современному зрителю, который просмотрел и постоянно просматривает тысячи фильмов, этого пока недостаточно… Однако, многое компенсируется здесь исполнением, т.е. визуальной формой, ведь мы не на бумаге сюжет читаем. А вот здесь эстетов от видео ждут кое-какие любопытные операторские находки, завораживающие смены кадров, причудливая игра света и тени и много другое, сложно поддающееся описанию. Можно также отметить и звук – громкий и чрезвычайно отчётливый. Конфетная обертка, сминаемая ногой на земле, издаёт шуршащий звук такой силы, словно это делают у вас под самым ухом через громкоговоритель. Вот такой звук – явный излишек, но я заметил, что он определённо накладывает своё отпечаток в восприятии. Не очень ясна здесь роль Томми Ли Джонса, который играет шерифа маленького городка, не очень-то стремящегося гоняться за бандитами. Вместо этого шериф ведёт со всеми длинные разговоры о непобедимости преступности, устало смотрит, говоря, что всё это он видел не раз; вспоминает свои сны и отца-шерифа. Надо ли говорить, что он никого не поймал? Надо. Потому как обычно в таких фильмах с подобными персонажами происходит чудесное душевное исцеление, когда ни во что не верящий герой вдруг чувствует вторую молодость / снова обретает веру / любовь и т.п. и побеждает плохих ребят. Вот вкратце и всё, что навеял этот фильм. Есть тут и некая еле заметная опытному глазу грустинка, этакая пунктирная линия безмолвной печали, пролегающая по пустыне до самой мексиканской границы. До самой – потому что дальше кончаются дороги наших героев. Ну что же, определённое впечатление фильм оказывает. Возможно даже, это не проходной фильм. Но я не зря вам описывал несколько выше важность (или теперь уже видимую, как многие кинолюбители говорят?) присуждения Оскара. Я понимаю Оскар за лучший фильм как награду в первую очередь за серьёзное кино, возможно даже духовное или ставящее глобальные, первостепенной важности проблемы, волнующие всё человечество, или аккуратно скажем так, всю прогрессивную его часть. Я знаю людей, которые тут скажут – ой, да кому нужны твои мировые проблемы? Могу ответить – а давайте тогда штамповать массовые быдло-фильмы для быдла и присуждать им быдло-оскар, ага, самое оно… Лучший фильм года – это не тот, где самый оригинальный сюжет, где самый большой бюджет или лучшая операторская / режиссерская работа… на всё это есть отдельные категории "Оскара". Так почему же эта обыденная, в общем-то, история получила высшую оценку? Может за совокупность всех вышеозначенных факторов, включая игру актёров? Почему же раньше Оскара получали такие фильмы как «Амадей», «Ганди», «Взвод», а теперь вдруг какая-то нелепая история о пифпафных похождениях в Техасе? Неужели человечество больше ничего не волнует? В общем, моё мнение такое – это хороший фильм, посмотреть его можно, но количество таких фильмов, выпускающихся ежегодно, измеряется далеко не пальцами одной руки.
       Ну что, в этом фильме Коэны одурачили всю Киноакадемию, возведя в культ маникакально-депрессивного убийцу в угоду кажущейся оригинальности, которая таковой быть перестала в вышеозначенные времена романтизации киношного бандитизма, примерно совпавшего с печально известными, но в не меньшей степени романтизированными (благодаря всяким Пелевиным и прочим) временам «начального накопления капитала» в одной печально известной стране в начале 90-х?.. Ох, б…я б сказал… 
        Ну а Томми Ли Джонс в этом фильме выглядит постаревшим, и таким он мне нравится больше, ибо более молодой он несколько приторен для моего вкуса. Думаю, для него ещё найдутся интересные роли, соответствующие его нынешнему возрасту.

  1960s.ru / Beatle John
Последнее обновление ( 12.10.2010 )
 
 | 
Рейтинг@Mail.ru