A Clockwork Orange / Заводной Апельсин (1971) Версия для печати
07.03.2008

A Clockwork Orange / Заводной Апельсин (1971)

Режиссер: Stanley Kubrick / Стэнли Кубрик
В ролях: Malcolm McDowell, Patrick Magee, Michael Bates, Warren Clarke, John Clive
Англия, 1971

       Я вот долго пытался уразуметь, что же такого «гениального» в вечно всеми восхваляемом режиссере Кубрике и, наконец, сам собрался посмотреть эту картину. Банда из нескольких шалопаев возвела насилие в культ и совершает его на каждом углу. Нет, их не интересуют деньги или что-то такое. Но они готовы отдать всё ради одного лишь вожделенного момента абсолютной власти над другим человеком, ради того сладостного мига, когда они будут бить его до крови или смерти. После очередного «рейда» Алекса подставляют его же люди, недовольные его лидерством и чинимыми им в группировке порядками. Алекс попадает в тюрьму на длительный срок, но тут-то и начинается самое главное. Пока не досмотрел до этого места, думал, что фильм - обычная нравочитательная нудятина типа «Американской Истории Х», что тюрьма изменила человека и оттуда вышел законопослушный и т.д. и т.п. Но Кубрик не так прост. Алексу предлагают свободу в обмен на роль естествоиспытателя новых препаратов, долженствующих, по мнению врачей, полностью «закодировать» его от попыток вернуться к насилию. Мысль интересная. Вот что такое кодирование от алкоголя, я, например, понимаю, и, в общем-то, оно работает какое-то время. Но работает оно чисто на химическом уровне – человеку вводится реагент на спиртосодержащее. А случай Алекса – это не просто укольчик в вену сделать. Тут он проходит целый комплекс специальных упражнений…

       Честно говоря, всё это воспринимается как один большой спектакль гротеска – какие-то неестественные костюмы, скульптуры, попытка изобразить «футуристическую» музыку, совершенно идиотские интерьеры и «новаторские» быстрые съемки. Просто какое-то единое театральное представление с идиотическими декорациями, обработками Бетховена, исковерканными английскими (и даже русскими словами), и чего тут только нет. («И чего только нет в советских магазинах! Ничего нет!»). На что только не пойдешь ради «новаторства». Даже один раз еле досмотрел. А уж сейчас-то, когда всё ископано вдоль и поперек… вообще ждать нечего (а ничего и нет, одна графика). Повторяю, для начала 70-х это всё-таки было крутизной. Кроме того, фильм вытаскивает идея, т.е. это идейное кино, в отличие от подавляющего большинства остальных. Однако, воплощение если и не подвело, то не показалось мне достаточно убедительным. Настолько убедительным, чтобы я поверил в это.

  1960s.ru / Beatle John

 
Последнее обновление ( 07.03.2008 )
 
 | 
Рейтинг@Mail.ru