The Mosquito Coast / Берег Москитов (1986) Версия для печати
16.06.2009

The Mosquito Coast / Берег Москитов (1986) - 1960s.ru

Режиссер: Peter Weir / Питер Уэйр
В ролях: Harrison Ford / Харрисон Форд, Helen Mirren, River Phoenix, Conrad Roberts, Andre Gregory, Martha Plimpton
США, 1986

     Написать рецензию на этот фильм я не брался года два, и просмотрел его за это время раза три. И вот теперь, наконец, мне удалось от смутных ощущений и сопереживаний прийти к некоторым более-менее оформившимся в слова выводам.

Американец Алли Фокс (Форд) — гениальный изобретатель, но, как обычно в большинстве случаев и бывает, его таланты никому в этом мире не нужны. Это является основной его озлобленности по отношению к людям и миру вообще. Начинает он с банальных разговоров о том, что в Америке осталось так мало «американского», а заканчивает громогласными и не терпящими ни малейших возражений «пророчествами» о скорой ядерной войне и близком конце всей Америки. Всё это доводит Фокса до решимости полного отчаяния. Но выход найден — уехать жить в девственные джунгли вместе со всей своей семьей (женой и четырьмя детьми).

Вот здесь подробнее, пожалуйста. Ага. К сожалению Поль Теру, по книге которого поставлен фильм, изначально описывает своего героя как одержимого, недовольного миром и состоянием Америки человека, уверенного в том, что надвигается война и т.п. И в этом герое, в общем-то, нет ничего бунтарского, нет в нём никакой особой идейности кроме предсказаний скорой ядерной катастрофы и проповедей о здоровой пище и свежем воздухе. В предыдущие просмотры картины я этого не разглядел. Я ассоциировал героя с отшельником, совершающим духовный подвиг, сознательно отказывающимся от прогресса и цивилизации ради обретения… тра-та-та. У Алли Фокса мотивация похожа на описанную только внешне, на самом деле она не имеет искомой мной глубины и лишь утверждает болезненное состояние современной Америки, от которого и бежит в джунгли наш герой. Цель героя Форда - не обретение святости, не отказ от мира, а построение чистого, не замутненного еще мира с нуля, причем с применением всяких технических чудес собственного изобретения.

Итак, события первой, "подготовительной" части фильма развиваются схоже с событиями в фильме "Крушение", где цепочка событий довела Дугласа до известного финала. Но ведь бывают просто черные, неудачные дни? Та цепочка была уже финальным звеном длинной цепи. «Крушение» смел тем, что не однозначно обвиняет главного героя, а кидает неприятную тень на состояние общества. А что же здесь? После основания города в джунглях сначала все идет хорошо, все много работают и пожинают труды рук своих. Но у Элли начинают проявляться наполеонские замашки, болезненное чувство, что его все должны слушать не оставляет его. В то время как речи его часто пролетают мимо чужих ушей.

...после эпизода с латинскими «коммандос» Элли окончательно сходит с ума. Он утверждает, что Америки больше нет, что она сгорела в огне атомной бомбы (1986й год все-таки был, модная тема для того времени). Дальше уже повествование теряет легкость и мы окунаемся в прибрежные волны тяжелых испытаний, выпавших на семью Фокса и него самого… Тут и противоборство с полоумным христианским миссионером, и упомянутые «коммандос», и прочие беды, главной из которой является сумасшествие Фокса, его неспособность адекватно оценивать реальность…

Можно, конечно, сказать, что американцы сумели завалить даже такую хорошую идею, и что они всё сделают, чтобы оправдать свои «американские мечты», освинелые семейные ценности и домики на берегу, и жену, и большую собаку, и оплаченные счета, и черте-что-еще. Но я этого говорить не буду, потому как финал фильма говорит сам за себя. Авторы не обвиняют и не оправдывают Фокса, повествование вообще ведется от лица его сына, который просто показывает и рассказывает нам эту историю почти беспристрастно. Но может оно и к лучшему – вышла не утвердительная точка, а оставленное перманентное напоминание о сущности вопроса…

Для меня "Общество Мёртвых Поэтов" и "Берег Москитов" являются любимыми работами Питера Уйэра.

Понравившиеся цитаты:

Момент у забора христианской миссии. Фокс:
«— Видишь, колючая проволока. Христианский концлагерь».

  1960s.ru / Beatle John

 
Последнее обновление ( 16.06.2009 )
 
 | 
Рейтинг@Mail.ru