YIPPIE! ("УЙ-ЙА-А-А!"), ИЛИ МУДРЕЦ НАЦИИ ВУДСТОКА Версия для печати
20.10.2007


числом можно задуматься - а не была ли победа Вьетконга трагедией вьетнамского народа? Но это не снижает моральной правоты антивоенного движения Америки Шестидесятых. По крайней мере, у Америки Эбби Хоффмана и Боба Дилана есть моральное оправдание перед Вьетнамом - но кто оправдает нас перед афганцами или чеченцами?
В ответ на вторжение США в Камбоджу 400 йиппи устроили вторжение в США со стороны канадской границы, напали на r.Blair, забрасывали витрины бутылками с краской, делали вид, что угрожают жителям. Это не было дурачеством. Мудрость ритуала хоть как-то искупает идиотизм сильных мира сего. Мы не успели очиститься. Кармическое возмездие вломилось в наш дом не в образе хайрастого скомороха, а в мрачном обличьи Басаева и Радуева.
       Самой выдающейся акцией йиппи стало проведение 25-30 августа 1968 года Праздника Жизни в Чикаго - альтернативы проходившему в этой, как называл ее Хоффман, "промышленной столицы Нации Свиней", пред¬выборному съезду демократической партии.
       Уже вскоре после осады Пентагона Рубин писал в Village Voice: "Итак, увидимся в августе в Чикаго на национальном съезде Демократической партии. Берите с собой травку, делегатские мандаты, дымовые шашки, хипповые прикиды, шарики с краской цвета крови, чтобы бросаться - ну и всякие такие штучки. И не забудьте шлемы для игры в американский футбол".35 16 января 1968 информационное агентство андеграунда Liberation News Service распространило манифест йиппи и объявило о предстоящем в Чикаго Фестивале Жизни в противовес официальному съезду демократов -"Конгрессу смерти": "Дух перемен охватил Америку. Новое врывается в музыку, поэзию, танцы, газеты, кино, празднества, магию, политику, театр и уклад жизни. Все новые трайбы стекутся в Чикаго. Мы ждем всех с открытым сердцем. Мы будет делиться всем бесплатно. Берите с собой одеяла, палатки, призывные карточки (разумеется, чтобы сжечь - Эбби свою уже сжег перед фотокамерами. - Н.С.), краску, чтобы расписывать тела, молочко от бешеной коровки мистера Лири, еду, чтобы поделиться с ближним, музыку, ощущение радости. Угрозы Линдона Джонсона, мэра Дэйли и Эдгара Фрико не остановят нас. Мы идем! Мы идем со всех концов света! Америка духовно больна: она страдает от насилия и духовного распада, она опасно подсела на напалме. Мы требуем Политики Экстаза! Мы -нежная пыльца, из которой родится новая, кайфовая Америка. Мы создадим нашу собственную реальность. Мы - это свободная Америка. И мы не приемлем фальшивое представление на подмостках Съезда Смерти....DO IT!".36
       Манифест подписали 25 человек ("художники, писатели и музыканты"), в том числе КАНТРИ ДЖО И РЫБКА, THE FUGS, Аллен Гинсберг, Фил Оке, театр "Хлеб и Куклы" и братия йиппи.

Отправляясь в Чикаго, йиппи разработали программу из 18 пунктов. Вот ее краткий пересказ:

 
1. Прекратить Войну, ликвидировать Военную
промышленность и отказаться от культурного империализма
во внешней политике. Отменить воинскую обязанность и
вывести военные базы из-за границы.
2. Свободу Хью Ньютону и другим Черным Пантерам.
Общественное самоуправление в черных гетто. Прекратить
культурную дискриминацию меньшинств.
3. Легализация марихуаны и других психоделиков.
Освободить всех, кто сидит по этой статье.
4. Тюрьмы должны служить не для наказания, а для
реабилитации.
5. Отменить все законы против преступлений, в
которых нет жертв (очевидно, опять же имелись в виду
статьи о хранении и употреблении).
6. Полное запрещение оружия и всеобщее обязательное
разоружение всех, начиная с полиции.
7. Отмена денег, платы за жилье, транспорт, питание,
(разевание, одежду, медобслуживание, пользование туалетами.
8. Полная занятость при заботе о том, чтобы всю
черную и монотонную работу делали машины. Людям - только
творческую работу.
9. Охрана окружающей среды.
10. Экологическая программа в духе Романа Суслова: из
больших городов надо переселяться в коммуны на лоне природы.
11. Свободное право на аборты.
12. Реформа образования: вся власть студентам,
шуденты сами определяют программу и выбирают предметы.
13. Свободные и независимые средства массовой
информации. Развитие кабельного ТВ и альтернативных
каналов, чтобы каЖдый мог выбрать канал по своему вкусу.
14. Отмена цензуры: „Нас тошнит от общества, без
колебаний показывающего сцены насилия, но отказывающего
показать совокупляющуюся парочку".
15. „Мы полагаем, что люди должны заниматься
любовью все время, когда и с кем им захочется. Это - не
программное требование, а простое признание реальности
вокруг нас".
16. Политическая система долЖна отвечать нуждам
всех, независимо от возраста, пола и расы. Регулярные
референдумы по всем вопросам по ТВ или телефонной сети.
Децентрализация власти: создание множества коммун (tribes),
чтобы каждый мог выбирать себе сообщество по душе.
17. Поощрение искусства и развитие творческих
способностей. Каждый должен стать художником.
18. Восемнадцатый пункт свободен: каЖдый моЖет
вписать сюда, что хочет.
И таи, йиппи, это хиппи, отправляющийся на Праздник жизни в Чикаго...

Литература:

1 Stein D.L. Living the Revolution: the Yippies in Chicago. - Indianapolis, etc.: Bobbs-Merill
Co, 1969, p.5.
2 Foss D. Freak Culture. Life-Style and Politics. - N.Y.: New Critics, 1972, p.194
3 Подобно нашим олдовым и пионерам, у американских хиппов были гуру novices и
teenyboppers, хотя и без совкового оттенка армейской дедовщины.
4 Hoffman A. The best of Abbie Hoffman: Selections from Revolution for the hell of it, Woodstok
Nation, Steal this book, and new writings. - N.Y., Four walls eight windows, 1989, p.402
5 Hoffman A. The best of Abbie Hoffman, p.402
6 Hoffman A. The best of Abbie Hoffman: Selections from Revolution for the hell of it, Woodstok Nation, Steal this book, and new writings. - N.Y., Four walls eight windows, 1989, p.379
7 Hoffman A. Soon to Be a Major Motion Picture, p. 124
8 Дело было до появления гранжа (панк-рок - это все-таки не совсем песни). Боюсь, появление у "племени молодого" собственных песен вряд ли порадовало бы Эбби: кому нужен новый Дилан? Когда моя дочь, которой я тщетно прививал любовь к "старому доброму року", в четырнадцать лет оборудовала подвал под "репетиционную базу" своей гранж-группы с напыщенным названием "Stone Dead" и стала день и ночь слушать одну "Нирвану", - при всей моей приязни к Кобейну, мне стало не по себе. Я понял, что завораживает ее в этом истошном и злом гипнотическом саунде: отторжение и презрение к нелепым непутевым родителям, млеющим от блеяния древних квартетов и расписавших кухню пасификами, бабочками и цветочками. "Маленькая девочка со взглядом волчицы..."
9 Такая вот закономерность: фамильярное обращение с Традицией подразумевает приобщенность и понимание, а пиетет - тайную стыдливую робость урлы перед многотомием неведомых фолиантов с золотыми обрезами. "Сами вы, сопляки, посторонитесь!" - взорвался когда-то один из моих педагогов, спросивший нас, о чем это они там поют. Тридцать лет спустя все это стало иконой в сусальном окладе. Приложение к "Комсомолке" недавно поведала о том, что Билл Хейли - автор бессмертной песни "Рок вокруг Бетховена"(!?). Отсюда следует, что "Rock around the clock" уже занесен в поминальник культуры где-то между Скрябиным и Шенбергом: можешь не знать, но обязан благоговеть. Будь Леннон жив сегодня и будь ему двадцать, вряд ли бы он слушал "Битлз". " 10 Hoffman A. Woodstock Nation. Talk-Rock Album. - NY.: Random House, 1969, pp.10,13
11 Ibid., p.29
12 Hoffman A. Soon to Be a Major Motion Picture. - N.Y.: G.P.Putnams, 1980, p.2.
13 Hoffman A. Soon to Be a Major Motion Picture. - N.Y.: G.P.Putnams, 1980, p.13
14 Good S. Affluent Revolutionaries. A portrait of the New Left. - NY.: Fr. Watts, 1974., p.13.
15 Hoffman A. Soon to Be a Major Motion Picture. - N.Y.: G.P.Putnams, 1980, p.WO.
16 Hoffman A. Soon to Be a Major Motion Picture. - N.Y.: G.P.Putnams, 1980, p.93
17 Интересно, что мэр Нью-Йорка Линдсей одно время носился с идеей приспособить
хиппов постарше для опеки над совсем юными и несмышлеными подростками,
ушедшими из дома в полный опасности огромный город. Эбби, у которого уже был
опыт "организатора-общественника'' в гетто Уорчестера, даже полтора месяца числился
сотрудником социальной службы Нью-Йорка и помогал малолетним бродягам не
умереть от голода и холода.
18 Hoffman A. The best of Abbie Hoffman: Selections from Revolution for the hell of it, Woodstok
Nation, Steal this book, and new writings. - N.Y., Four walls eight windows, 1989, p.383
19 Немного вольный перевод, передающий ускользающий при дословном переводе
смысл: у Синклера "our economy"
20 Что и случилось во времена Димы Маликова.
21 Hoffman A Soon to Be a Major Motion Picture, p. 94
22 Abbie and Anita Hoffman. To america With Love: Letters from the Underground. - N.Y.:
Stonehili РЫ., 1976, pp.72-73. В названии нет ошибки: америка - так Эбби и Анита назвали
сына, но слово это Эбби писал с маленькой буквы. Джерри, кстати, пустил моду писать
на немецкий манер: Amerika, имея в виду "фашисткую сущность репрессивного
общества".
23 Имелись в виду не «Пожиратели»: так целомудренно книжная цензура начала
шестидесятых заменяла слово fuck.
24 Hoffman A. Soon to Be a Major Motion Picture., p.135-136.
25 Хиппи быстро успели стать забавной достопримечетельностью для развлечения
туристов, вроде сидящего на кавказской скале отца Федора или страусов в заповеднике
Аскания Нова. Расторопные экскурсоводы организовали автобусные экскурсии к местам
обитания диковинных и безобидных созданий. Хиппи пытались бороться: показывали
туристам зеркала: "Тащитесь от себя!", сами арендовали автобус и, высадившись в
фешенебельном районе, с картинным изумлением и восторгом показывали друг другу
пальцем на обитавших в особнячках "экзотических оригиналов". Но все уже было
напрасно: Америка проглотила бунтарей, не поперхнувшись, и даже постаралась хоть-
как-то приспособить к делу: к туристическому бизнесу. Советский режим был в этом
отношении тупее и даже безобидные чудачества давил и истреблял: оттого-то долго и
не протянул, истощив свои силы.
26 SUohn J. Countdown to Chaos. Chicago, August 1968: Turning Point in American Poli¬
tics. - L.A.: Nash РЫ., 1969, p.24
27 Stein D.L. Living the Revolution, p.6
28 Hoffman A. Soon to Be a Major Motion Picture.,p.137
29 Hoffman A. Soon to Be a Major Motion Picture.,p.1O2, 104
30 Эбби любил мифологизацию скучной повседневности, и даже подумывал издавать газету "Нью-йоркская Неправда" (The New York Liar). Одна лишь фантазия никогда не лжет. Попутно замечу и я: величайшее открытие исторической науки последних десятилетий в том, что приземленные и малодостоверные факты вводят в заблуждение, а правду о мире передает лишь отражение так называемой реальности в восприятии людей. Об эпохе лучше судить не по лживым описям и отчетам, а по слухам, сплетням, анекдотам и суевериям. Легендарный концерт "Битлз" в советском аэропорту в тысячу раз правдивее, чем малодостоверные всесоюзные гастроли ВИА "Верасы" (да полно -были ли они на самом-то деле? Сам я на подобных зрелищных мероприятиях ни разу не бывал, зато Битлов - да, как сейчас помню, с утра до вечера слушал. "Машина времени" тоже, помню, была - куда потом девалась, неизвестно). Кто-кто, а Эбби в этом толк понимал.
31 Известный комик, о жизни которого Боб Фосс снял замечательный фильм. Ленни Брюс поставил Америку на уши и шокировал публику тем, что вместо невинного зубоскальства говорил о самых табуированных темах тогдашней Америки, неожиданно сбивался на мати и издевался над представлениями публики о границахдоэволенного. Ленни Брюсу Эбби Хоффман посвятил "Нацию Вудстока"
32 Для меня большим сюрпризом было увидеть прилизанного аккуратненького Боба
Дилана, выступающего на юбилее Синатры. Не помню, был ли там Харрисон - вполне
могло статься. Жаль, Сид Вишес не дожил - его бы тоже пригласили спеть "My Way".
Это отнюдь не печально. Наоборот - это капитуляция Фрэнка. Культуре всегда
необходимо внешнее пространство, ей надо вести вечную экспансию за счет вторжения
хаотического буйства в мир симметрии и гармонии. Гармония живет за счет постоянной
подпитки вторгающимся хаосом - и они сливаются в новую гармонию, а извне уже
напирает новая волна хаоса, но кто кого при этом "одолел" или "поглотил" - вопрос
идиотский, простительный лишь тем, кто плохо понимает, откуда дети берутся. Меня
тошнит от старины Фрэнка так же, как юного нигилиста от сладкоголосого Маккартни -
но без них жизнь оскудела бы и скукожилась.
33 Цит.по: Archer J. The incredible sixties. The stormy years that changed America. - San
Diego, etc.: Harcourt Brace Jovanovich РЫ., 1986, p.61.
34 Ibid., p.64-65.
35 Цит.по: St.John J. Countdown to Chaos. Chicago, August 1968: Turning Point in Ameri¬
can Politics. - L.A.: Nash РЫ., 1969, p.25
36 Stein D.L. Living the Revolution, p.6
37 Тема крайне щепетильная и щекотливая, но замечу попутно одно: государству трудно
будет убедить подсевших на дурь в Афгане и Чечне инвалидов бездарных боен, что
оно бдит за травкой, охраняя их здоровье. Йиппи ходили на демонстрации с плакатиком:
"Война вредит здоровью детей и других живых существ".
38 Stein D.L. Living the Revolution, p.35-36
__________________________________________________________________________
Статья отсканирована Beatle John'ом из журнала "Забриски Rider
1960s.ru

Последнее обновление ( 19.10.2008 )
 
 | 
Рейтинг@Mail.ru