YIPPIE! ("УЙ-ЙА-А-А!"), ИЛИ МУДРЕЦ НАЦИИ ВУДСТОКА Версия для печати
20.10.2007


заводную музыку и раскованный смех встречавшихся им чернокожих. Даже само, словечко hippie первоначально пришло из черного сленга: так называли тех белых, которым нравилось ошиваться в непринужденной обстановке среди черных. В 60-е тысячи американцев примкнули к этим первым хиппи и стали подражать естественности чернокожих в языке, стиле жизни, музыке, еде и манере одеваться".14 Чуть позже чуткий к духу времени Годар после "Уикенда" и "Китаянки" снимет фильм "Один плюс один" с участием РОЛЛИНГ СТОУНЗ и "Черных пантер": трепетное нервозное ощущение непри¬каянности поколения бродяжек обретает на амери¬канском Юге свой язык и саунд.
       Во время знаменитых маршей в защиту чернокожих через южные штаты Эбби Хоффман пережил состояние жертвенного экстаза: "Я чувствовал себя в тот момент одним из первых христиан, и меня охватывал восторг: неплохо было бы сейчас отдать свою жизнь". Боже мой, добавлю я от себя, кого же нам еще надо истребить и унизить, чтобы понять, за что нас не любят ни в Польше, ни в Чечне!
       Здесь же, на Юге, у Эбби поубавилось веры в изменение Системы мирными демонстрациями: во время фолк-фестиваля в Ньюпорте его вместе с лидером Черной власти Стокли Кармайклом избила полиция.
       Два года Эбби Хоффман работает в Миссисипи и Джорджии: преподает черным детям в freedom school, помогает регистрироваться черным избирателям. В 1965 в Миссисипи Хоффман организует из местных бедолаг Кооператив народных ремесел при "Корпорации бедняков" и перебирается в Нью-Йорк, где открывает магазин, торгующий самодельными фенечками, соломенными шляпами, плетением и прочей дребеденью. Здесь Хоффман оказывается в центре общины диггеров, идей которых он понахватался за годы скитаний. Эбби попал, как говорят его более рассудительные сооте¬чественники, в нужное место в нужное время: на¬ступала эпоха Власти цветов, и Эбби оказался в са¬мом что ни на есть водовороте. Здесь сама собой -никто ее не разбивал нарочно - распустилась неухоженная клумба Flower Power. Откуда ни возьмись, все затопил улыбчивый паводок веселого безумия, голова шла кругом, а издавна богемный район сошел с ума окончательно: крыши старинных домов так и съезжали прямо на мостовые. Ист-Сайд стал для Западного побережья тем же, чем Хайт-Эшбери для Восточного: "Вот так мы и встретили друг друга, я и мое время, прямо здесь, в Нижнем Ист-Сайде. Это было замечательное ощущение, время, в которое стоило жить. Каждое утро мы встречали как первый день в своей жизни".
       В 1966 Хоффман устраивает в Нью-Йорке первые Be-lns, Smoke-Ins и прочие шумные действа. Вскоре он объявляет себя "основоположником движения хиппи на Восточном побережье" и основывает первый в Нью-Йорке бесплатный магазин, куда - кто что мог - стаскивали излишки шмоток и продуктов для раздачи устремившимся в Ист-Сайд провинциальным хиппам и коренным бомжам. Вообще бесплатные раздачи всего на свете были любимым делом Хоффмана, объяснявшего это так: Самая революционная вещь в Америке - это когда что-нибудь раздают бесплатно. Халява парализует жлобский социум, дармовщинка подрывает основы, обращает социальный порядок в дурдом. Не зря по-английски free - одновременно означает "бесплатный" и "свободный". "Это не магазин, - говорил Эбби, - а новая философия жизни: из старой рухляди расцветала Утопия".
Здесь же весной 67-го Эбби встречает своего любимого университетского преподавателя Герберта Маркузе. Семидесятилетний седовласый философ выступает после acid-rock группы GROUP IMAGE (видимо, ребят выпустили перед Маркузе в качестве разогревающей команды) под рев толпы и вос¬торженные вопли уже известной Забрискам "культурно-революционной группировки Mother¬fuckers". Ветры перемен крепчают.
       В "Liberty House" Эбби общается с Тимоти Лири и Ричардом Альпертом (позже - гуру Баба Рам Дас) и The League of Spiritual Discovery. Я спорил с Лири, вспоминает Эбби, что его учение - это само¬уничтожение, но Лири только смеялся. Зато я учился у него подавать себя публике. В отличие от Лири, я считаю, что лишь изменив мир, можно изменить свое сознание. Несмотря на разногласия, Лири дал Хоффману чек для финансирования его зави¬ральных начинаний. Годы спустя Эбби отвернется от Тимоти Лири. Он так и не сможет простить Лири за то, что тот заложил на суде устроивших его побег "Уэзерменов".
       В "Liberty House" Эбби встречает Аниту Кушнер, тоже бывшего психиатра, работавшую в дурдоме, а ныне - вольную пташку, мастерившую на продажу бусы для хиппи. "Если бы я родился женщиной, - писал Эбби через много лет, - я был бы Анитой". Влюбленные снимают квартиру в Нижнем Ист-Виллидже, в двух шагах от всех оплотов тогдашней контркультуры: редакции "East Village Other" и журнала "Реалист", книжной лавки Эда Сендерса Peace Eye Bookstore, берлоги Аллена Гинсберга, первого в Штатах магазина для хиппов и сочувствующих торчков "Psychedelicatessen", лавки значков-блях Рэнди Уикера, обменной точки подержанной одежды для хиппи Poster Commune, богемного клуба Gem Spa и рок-клуба Билла Грэхема Fillmore East, где играли GREATEFUL DEAD, THE BAND, THE DOORS, Хендрикс и Джоплин. Не знаю, врет Эбби или нет, хотя какой смысл, если все, кроме Дженис были еще живы, но тринадцать лет спустя он вспоминал: "Иногда к нам заваливала Дженис и отрубалась замертво прямо на полу нашей гостиной. Грустная и нахальная богатая бедняжка. Она была единственным человеком, на моих глазах ширявшимся шприцем. От этого меня бросало в дрожь... Да-а, чумовые были времена".16 Тут же -рукой подать, - на пересечении площади Св.Марка и Второй авеню размещалось Hippie Kingdom: уличные
 
1960s.ru - Abbie Hoffman 
 
поликлиники, бесплатные юридические конторы, театры и столовые для нескончаемого потока новых и новых подростков, стекающихся в Ист-Сайд из Восточных штатов. Эбби счастлив: он здесь один из самых старших, самых речистых и образованных, лидер не признающей авторитеты вольницы. Занятно, но как позже обескураженною подметил сам Эбби, всем вдохновителям и идеологам движения было в 66-67, по крайней мере, за 30."
       Как вспоминал об этом сумбурном времени больших надежд Эбби, "это было упоительно -ощущать причастность к великим историческим переменам, было такое чувство, словно земля пружинила под ногами. Может ли это повториться? Нет, никогда. Такому уже не бывать никогда. Музыка никогда не будет больше такой заводной, любовь такой свободной, а дурь такой дешевой".18 Предчувствие мирового переворота и вселенской весны казалось само собою разумеющимся. Уже в 1964 знаменитый друг Хоффмана будущий глава "Белых пантер" и создатель группы МС-5 Джон Синклер мечтал о том, "какая славная будет жизнь" с простодушием Василия Ивановича, грезившего на привале о будущей коммунии: "Мы идем к сознательному сообществу художников и влюбленных, которые вместе живут, вместе работают, владеют всем сообща, вместе покуривают косячок, вместе танцуют и все вместе трахаются. И мы несем по свету свое Слово все вместе, как только можем - своим прикидом, свободно странствуя повсюду, нашей музыкой и танцами, нашим отношением к собственности19, нашим укладом совместного человеческого общежития, каждым своим вздохом на этой планете". В глазах Нации Свиней, однако, как подметил Хоффман, дети цветов были вовсе не "прекрасным народом" или "поколением любви", a "commie-drug-addict-sex-crazy-dirty-homosexual-nigger-draft-card-burner-runayay-spoiled-brats". Может быть, и в этом тоже была доля правды: "It was not all smiles and flowers in the slum. We had our Mansonesque moments". С одним из мэнсонообразных столкнулся и Эбби: легендарный глава ист-сайдской общины Galahad установил в своем трайбе авторитарную систему беспре¬кословного послушания. Свобода любит гримас¬ничать, а ее ужимки непредсказуемы...
       Эбби изрекает: "Мы - поколение настоящего" (Now Generation), иными словами, лучший мир - здесь и сейчас, немедленно! При этом все, что связано с миром отцов, не годится никуда: "Question Authority!". "Социальный критик" Мария Меннес как в воду глядела: "Если бы взрослым нравились их длинные волосы, они бы обрились наголо20. Единственное, чего они не могут вынести - так это нашего одобрения".
       И все-таки это было поколение, воспитанное по книгам доктора Спока, и стремилось оно не к погрому и анархии, а к радости. Расцветивший Америку психоделическими постерами художник оп¬арта Питер Макс после всех потасовок в университетах считал, что старый мир уже проиграл: "Мы вступаем в Золотой Век вечного мира и красоты. Революция победила; она уже произошла". Наступала долгожданная Эра Водолея. Вся история оказалась только предисловием к Революции Свободного Сознания, и в прошлом интерес вызывали только предвидения того, что творилось вокруг. САМОЛЕТИКИувидели потаенный смысл в текстах Льюиса Кэррола, а вокруг довоенного диснеевского мультика "Фантазия" (1940) разразился настоящий бум: оказывается, старина Уолт предсказал психоделию! На телеканале NBC появилось сделанное в духе йиппи комическое шоу под прозрачным названием "Laugh-in". Жизнь текла, как один бесконечный сейшен: QUICKSILVER MESSENGER SERVICE, THE FUGS, THE CHARLATANS, ITS A BEAUTIFUL DAY, THE PEANUT BUTTER CONSPIRACY, MOBY GRAPE, DAN HICKS AND HIS HOT LICKS, THE DIGGERS, - кого только не было среди позабытых теперь властителей дум, не одни ведь САМОЛЕТИКИ, GREATEFUL DEAD и деревенщина Джо со своей рыбкой подливали масла в этот веселый огонь.
Предвосхищая наши отечественные "Урлайты" и "Рио", появились бесчисленные "подпольные" (на самом деле, просто независимые: ФБР их, конечно, не искореняло, но американским контркультурщикам хотелось хотя бы по названию примазаться к героическому ореолу далеких советских братьев) журналы и газеты. И хотя, если по справедливости, никто из них рядом не стоял с "Забриски Rider"ом", многие все же стали известны на всю страну: "Berkley Barb" на Восточном побережье, "East Village Othef на Западном, "Seeds" в Чикаго, "The New York Free Press", "San Francisco Oracle" в Хейт-Эшбери.
       Новый мир складывался сам собой, естественно и непринужденно. "Наша речь, - пишет Эбби, - стала называться хипповым диалектом. Наша философия стала известна как этика хиппи. Это была улица с двусторонним движением: лидеры движения усваивали эту культуру и одновременно помогали ее творить. Было кое-что такое, что делало Ист-Сайд непохожим на все прежние эксперименты: длинные волосы. О-о-о, они так много значили тогда. Во-первых, отращивать их надо было полгода, а то и год, чтобы получился настоящий буйный хайр. Это означало решимость, это было совсем не то, что быть радикалом по выходным, раз в месяц отправляясь на демонстрации за мир или собирая средства в разные там фонды. В движении за гражданские права многие участники отдавали своим убеждениям много времени и энергии, но эти убеждения не определяли их каждодневную жизнь. Длинные волосы не оставляли места поверхностному увлечению. Они вызывали скандалы в семье, нарекания школьных властей и преследования полиции. Длинный хайр нельзя спрятать. Вы можете скрыться в укромном месте, если вы гэй или коммунист, курите травку или выступаете против войны, если вы ненавидите своего босса. Вы можете тайком слушать "Битлз" в своей комнате. Но вы не можете спрятать свою длинную шевелюру: отпустить волосы - значит выйти из укрытия и открыто примкнуть к контркультуре".21 Эбби с увлечением пишет летучие листки: "Это был хипповый язык - задорный, дурашливый, полный веселья, но, кривляясь и паясничая, говорящий о серьезных вещах". Вот образец листовочного творчества Эбби (отсутствие третьего лица ед.числа - часть hippie talk):
 
Pot get you high (Wheee)
Cop bring you down (Oooh)
Pot love your chick (Mmmm)
Cop scare your dick (Owww)
Pot do no harm (!)
Judge break yout arm (!)
Pot should be free (Yeah)
Sun shine on me (Yeah).
 
2 тысячи хиппов под руководством Эбби устроили на Манхэттене Sweep-In и Tree-Plant-ln (по-нашему, субботник). Еще один пример того, что контркультура вовсе не призвана гадить и разрушать: с этим справляется Истеблишмент. Несколько лет спустя это же непривычное для Америки начинание повторила секта Муна. От опошления идеи кропот¬ливыми адептами желтолицего прохиндея Эбби 

Последнее обновление ( 19.10.2008 )
 
 | 
Рейтинг@Mail.ru