YIPPIE! ("УЙ-ЙА-А-А!"), ИЛИ МУДРЕЦ НАЦИИ ВУДСТОКА Версия для печати
20.10.2007


трепета было в моей душе девятиклассника, выряжавшегося в древнюю, наполовину истлевшую кожанку, найденную в отцовском хламе, бабушкину желтую панаму, дореволюционные круглые очки с синими стеклами, предмет зависти друзей (я казался себе в них вылитым Ленноном) и тщательно истерзанные индийские джинсы за пятнадцать рублей и босиком усаживался с приятелями на теплом ас¬фальте среди цветочных клумб вокруг похищенного из кабинета физики граммофона. Называлось это так: хип-парад. Эбби был в те годы куда начитанней меня и обосновывал свои костюмированные представления эстетикой любимого реформатора театра сюрреалиста Антонена Арто (о нем см. в номере Easy Rider с Джоплин на обложке статью П. Кротенко). "Для нас протест и театр естественно сочетались, - писал Хоффман. - Мы были уже изначально в бутафорских костюмах. Когда мы шли по 14-й стрит, мы были словно полуиндейцы в окружении чуждой нам культуры. Вся наша жизнь была сплошным театром - игра на флейте на углу улицы, аскание (panhandling), дефилирование по

1960s.ru - Abbie Hoffman

улице, живые символы отчуждения... Мы ни у кого не заимствовали свой стиль. Как только мы поняли, что мир - театр и обратились к войне символов, прочее пошло само собой".29 "Политикой должны заниматься не политиканы, а актеры и художники, -продолжает Эбби. - Самая большая ошибка революций - это скука, когда ритуал заменяет игру...". "Йиппи были созданы, чтобы дурачить средства массовой информации", - говорил Эбби. Был придуман значок (на пурпурном фоне ярко-розовый клич: "Yippie!") и флаг: пятиконечная красная звезда и листик марихуаны на черном фоне. В марте 1968 года йиппи устроили пресс-конференцию в отеле "Американа", покуражившись всласть над журналистами. Сказано было примерно следующее (меня там не было, но я решил по-хоффмановски нахально собрать кусочки деклараций и интервью йиппи из книги "Revolution for the Hell of It" (1968):   
       На вопрос о невнятной и маловразумительной платформе "обновленных хиппи" Эбби отвечал без запинки: "Ясность - вовсе не наша цель. Наша цель Вот какая: сбить Всех е толку. Беспорядок и кутерьма, сумятица и сумбур разят цивилов наповал. Нас не понимают - и это замечательно: понимая нас, они бы нашли способ нас контролировать. Мы врем без зазрения - и тем мы сильнее репрессивного об¬щества, манипулирующего людь¬ми во всеоружии mass media. Нами нельзя манипулировать -ведь мы миф, который сам себя создал. Пускай нас изображают шалыми торчками с цветами в одной руке и бомбой в другой. Мы взрываем динамитом клетки головного мозга. Мы заставляем людей пережить перемены, во¬влекаем их в действо уличного театра - все равно, каким бы ни был их отклик. Черные и диггеры заодно. Diggersareniggers. Мы все стоим за уничтожение собст¬венности. Как построить новое общество, не располагая ни организацией, ни деньгами -ничем? Надо создать миф. Кто-то из журналистов обещал рас¬сказать правду о йиппи. Да лучше врите про нас - это нам все равно. Главное, чтобы йиппи и грядущая акция в Чикаго были как-то свя¬заны: это создаст миф о проти¬востоянии Жизни и Смерти. Мы любим искажение фактов - ведь это помогает создавать миф, а разве может миф быть прав¬доподобным? Газеты, пытающи¬еся быть объективными - это такое занудство! В итоге выходит еще дальше от ре¬альности (для Эбби единственная досто¬верная реальность -это миф, все прочее есть лишь груда ил¬люзий и предрассуд¬ков). Сравните живое и талантливое описание правой газеты ("Обтор-чавшиеся грязные бит¬ники, невменяемые сексуальные маньяки, вьетнамские агенты, эти так называемые йиппи", - какие яркие и проникновенные най¬дены слова, за душу берут!) с унылой тяго¬мотиной в либераль¬ной прессе: "Члены недавно образованной Международной молодежной партии" -тоска смертная!".
       "Мы следуем дзэну: слова мы заменили действием по завету Лао-Цзы: "Делать - значит быть". Сперва надо разыграть спектакль - а репетировать можно и потом. Играйте в жизнь. Только действуя, можно чему-то научиться. Правил нет - есть только образы и представления. Только Истеблишмент сам себе кладет предел. По правилам живут одни цивилы. Мечта инженера-электронщика: "My goal in life is to make myself replaceable" - DOT-DOT-BEEP-BEEP!!! Доверьтесь собственным порывам".
       Вопрос журналиста: "Кто из театрального мира повлиял на вас больше всех?" - "W.C. Fields, Ernie Kovacs, Che Guevara, Antonin Artaud, Alfred Hitchcock, Lenny Bruce31, марксистская братия, но больше всех -БИТЛЗ. Они создали идеальную схему бытия, всегда выходя за собственные рамки, их творчество - вечное самоотрицание, погребение себя предшествующих. БИТЛЗ - это трайб, включающий друзей, подруг, жен, это сообщество, образ жизни. Чтобы понять нашу новую культуру, начните сравнивать Фрэнка Синатру и БИТЛЗ.
      "Если вам чему-то надо учиться - значит, вы в это никогда не врубитесь. Школа современного танца: Раз-Два-FREE!!! Наш враг - человек в униформе. Без нее все они - славные люди. Голые -все как братья. Вы когда-нибудь видели драку в сауне? Отсюда и наши прикиды - прикид отрицает униформу как символ механической культуры". "Мы -живой рекламный ролик, ожившее кино. Йиппи! У нас нет программы. Программа сделала бы наше движение бесплодным. Мы - воплощенное противоречие. На самом деле, я не могу этого объяснить. Да я этого и сам не понимаю".
       "В конце концов, единственная революция в чистом виде - техническая. Это, однако, то же самое, что и революция в сознании". Тут Эбби, кажется,

1960s.ru - Abbie Hoffman

заврался. А значит, и пресс-конференции конец.
       В день святого Валентина, на праздник влюбленных, по телефонному справочнику наугад йиппи выбрали 3 тысячи адресов и разослали по ним бандерольки с набитыми марихуаной косяками, поздравлениями и припиской: и никакой химии и канцерогенов! Между прочим, финансировал это мероприятие не кто иной, как Джими Хендрикс.
"Если вам не нравятся новости по ТВ, создавайте свои собственные", - учил Эбби Хоффман. 500 йиппи с шариками и хлопушками устроили шумную пробежку от площади Вашингтона до Тайме Сквеар с криками: "Хип-хип-ура! Война закончилась!". Чего только не придумывал Эбби: чествование президента Джонсона с криками "Неу, hey, L-B-J, how many kids you killed today?", вручение Хуберту Хэмфри свиной головы на подносе, а во время собрания акционеров Доу кэмиклз, производившей напалм, йиппи выпустили в зал мышей. А сколько было задумано, но так и не осуществлено: среди лучших проектов Эбби -переоткрытие Америке высаживающимися с Желтой Субмарины йиппи.
       В марте 1968 Джерри Рубин пишет в подпольной газете "Berkley Barb": "Я считаю, первым делом надо создать из йиппи бродячую труппу партизанского театра, гастролирующую по студенческим кемпусам с представлениями: сожжение книг, зачетных и экзаменационных ведомостей, журналов посещаемости, громящих аудитории, выпускающих наших братьев на волю из тюрьмы, которой стали университеты. Возможно, нас будут избивать и даже посадят, ведь физическое насилие - это последнее средство поддержать закон и порядок в учебных аудиториях. Ну что же - в любой тюряге мы сможем получить больше знаний, чем в университете".33 А бродячий проповедник-йиппи наставлял юношество: "Не слушайтесь родителей.
      Сожгите свои деньги...Все наши общественные институты - это иллюзорные порождения человеческого сознания. Ниспровергайте семью, церковь, Вселенную, города, экономику...Надо, чтобы пришло новое поколение: взбалмошное, сумасбродное, безрассудное, сексуальное, неистовое, свободное от религии, ребячливое и полоумное. Это пипл, сжигающий призывные повестки, школьные аттестаты и дипломы колледжей".34 От слов - к делу. В апреле 1969 Джерри Рубину запретили выступать перед студентами Калифорнийского университета в благоухающем туалетным мылом городе Санта-Барбара. Обиженные произволом ректората студенты недолго думая подпалили здание университета, в стычке с полицией один из поджигателей был убит, четверо ранены. "Больше миндальничать с волосатиками не будем!" - подытожил тогдашний губернатор Калифорнии Рональд Рейган. А Эбби и Джерри только того и надо было: апатия властей их раздражала. Через неделю в другом кемпусе Калифорнийского университета, славном бузо¬терскими традициями Беркли, подпольная газета "Berkley Barb" потребовала превратить 3 акра принадлежащей университету земли в Народный парк - чтобы шатающимся по Калифорнии хиппам-перекати-поле было где тусоваться и безмятежно кайфовать в безопасности от полиции. На пустыре посадили цветы и деревья, соорудили песочницу -все как надо. Но 15 мая ректор Роджер Хейнс послал бульдозеры и 250 полицейских с наказом прекратить безобразие (а надо сказать, что по американским понятиям вторжение полиции на территорию самоуправляемого университета дело неслыханное). 75 мирно дремавших на травке хиппов выгнали взашей, травку вытоптали, а нехорошее место обнесли оградой. Сбежалось тысячи две студентов, полиция стреляла дробью, в ответ летели камни. После трехчасовой свалки 60 студентов были ранены, один прохожий был убит.        На три дня Беркли оказался в руках студентов. Рейган ввел в кемпус 2 тысячи гвардейцев... Примечательно, что в 1984 году на этом месте разбили-таки парк.
9 мая 1970 года Анита и Эбби перед 30-тысячным антивоенным митингом устроили ритуал "электронного вуду": бормоча заклинания, разбили телевизор, с экрана которого Никсон объявлял о вводе американских войск в Камбоджу. Не знаю, удалось ли супругам совладать со злыми духами,-Никсон ведь хотел одного - не допустить к власти Пол Пота и "Красных кхмеров". Зло на то и зло, что обнаруживает себя всегда лишь задним числом. Заблуждения гуманистов и пацифистов причудливы и даже чудовищны: один из самых блестящих интеллектуалов Америки Наум Хомски (в культурной жизни Америки он одно время даже играл скучную роль "совести левой интеллигенции") едва ли не до падения Пол-Пота защищал "красных кхмеров" от "клеветы". По крайней мере, то, что где-то - в Камбодже или Чечне - творятся злодеяния, не оправдывает тех, кто влезает туда, чтобы их прекратить, и творит новые злодеяния. Задним

Последнее обновление ( 19.10.2008 )
 
 | 
Рейтинг@Mail.ru